Девиантное поведение

Особенности воспитания детей с девиантным поведением

Отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, что обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.

Среди них важнейшее значение имеют:

Биологические факторы – нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждение нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.

Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

Социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.

Для того, чтобы помочь учащимся, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении, можно использовать следующие рекомендации:

При взаимодействии с агрессивным ребёнком:

  • принимайте ребёнка таким, какой он есть;
  • предъявляя к ребёнку свои требования, учитывайте не свой желания, а его возможности;
  • расширяйте кругозор ребёнка;
  • включайте ребёнка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
  • игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте их на внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и учителей. Объяснением. Подскажите ребёнку, чеминтересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание ещё раз услышать эту похвалу.

Если ребёнок испытывает страхи:

  • принимайте ребёнка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться;
  • развивайте в ребёнке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и внимание;
  • с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребёнка; не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
  • заранее проигрывайте с ребёнком ситуацию, вызывающую тревогу.

Если ребёнок лжёт, следуйте таким правилам:

  • чаще хвалите, ободряйте ребёнка, поощряйте его за хорошие поступки;
  • если вы уверены, что ребёнок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;
  • найдя причину лжи, постарайтесь деликатно устранить её так, чтобы разрешить эту проблему;
  • не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку.