Девиантное поведение
Особенности воспитания детей с девиантным поведением
Отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, что обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.
Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы – нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждение нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
Социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Для того, чтобы помочь учащимся, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении, можно использовать следующие рекомендации:
При взаимодействии с агрессивным ребёнком:
- принимайте ребёнка таким, какой он есть;
- предъявляя к ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
- расширяйте кругозор ребёнка;. включайте ребёнка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
- игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте их на внимание окружающих.
Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и учителей. Объяснением. Подскажите ребёнку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание ещё раз услышать эту похвалу.
Если ребёнок испытывает страхи:
- принимайте ребёнка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться;
- развивайте в ребёнке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и внимание;
- с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребёнка; не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;.
- заранее проигрывайте с ребёнком ситуацию, вызывающую тревогу.
Если ребёнок лжёт, следуйте таким правилам:
- чаще хвалите, ободряйте ребёнка, поощряйте его за хорошие поступки;
- если вы уверены, что ребёнок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;
- найдя причину лжи, постарайтесь деликатно устранить её так, чтобы разрешить эту проблему;
- не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку.